Реальна ли СуперПамять

Реальна ли СуперПамятьЕще в начале 20-го века в учебниках по психологии можно было встретить определение, что память – это свойство души. Раньше вообще научный мир делил понятия мозга, разума и души. Сейчас наука почти с полной уверенностью говорит о разуме и мозге как о едином целом, оставляя в стороне неизведанную душу.

Люди во все времена считали себя самыми умными и научными, и в начале 20-го века использовали кокаин как средство от зубной боли. Скорее всего, через 50-100 лет, о наших сегодняшних мнениях люди будут судить как о самоуверенных дурачках. А еще через 100 лет примерно так же будут думать и о будущем поколении по отношению к нам. Истина о мозге будет меняться постоянно, ибо это не точная наука.Раньше было

Мы живем и видим только небольшой отрезок развития науки и не знаем, что ждет впереди. Поэтому информация из данного выпуска носит актуальные данные для нашего времени, но, что-то мне подсказывает, что эти сведения сохранятся надолго.Истина о Мозге

       Кратковременная и Долговременная память

Первым был Эббингауз, он частично доказал, что память непостоянна и делится на определенные промежутки. Находящиеся на условной прямой, где в начальной точке само событие и затем линия времени. Эббингауз разделил линию на 2 условных периода: кратковременная память, где «помнится многое» и долговременная, где память ослабевает.Краткосрочная и долгосрочная память

Затем 2 немца Мюллер и Пильцекер обнаружили, что когда человеку дать сложную задачу, сразу после остановки его обучения, то впоследствии он ничего не помнит. Но если это сделать через 20 минут забывания не происходит. Это разграничение держится до сих пор, память из кратковременной в долгую формируется за 15-20 мин. Если же у человека происходит сильнейший стресс: шок, контузии, сотрясения мозга – то он либо плохо, либо вообще не помнит последние минуты до этого стресса. Это научно доказано.

Карл Дантон подвергал серьезному стрессу мышей, бил током, вызывал судороги, надеюсь, исключительно ради науки. Он доказал аналогичные процессы и у животных, те же 15-20 минут. Оказалось, что этот промежуток связывает очень многих животных с памятью кратко и долгосрочной.Пямятник Лабораторной Мыши

Хольгер Хиден был более человечным и учил мышей бегать по веревочке, доставать еду из кормушек. Короче заставлял их напрягать мозг и учиться навыкам. Клевый дядька, в нашей теме) Хиден обнаружил всплески синтеза РНК и создания белка в моменты обучения. Мыши, в прямом смысле, «качали мозг», но тонко, не раздувая черепную коробку как качаются обычные скелетные мышцы.

Дальше снова логика: так, давайте введем им временный ингибитор синтеза РНК, чтобы животные учились, а белки не создавались. Ввели, создали условия для обучения, белок не создается, мыши учатся. Но что за фигня – они все помнят … на 15 минут! А потом полнейшее забывание навсегда. Оказалось, что синтез РНК полюбому задействован в долгосрочной памяти. А это, товарищи, уже будущее! Как в фильме «Люди в черном», вы представляете, что сможете стереть себе кусок последних событий навсегда, если введете ингибитор создания РНК. Областей применения – тысячи: последствия военных столкновений со всеми ужасами, психологические травмы и т.д. С другой стороны, если чуть усилить создание белков, синтез РНК – память будет лучше. И это данные второй половины 20-го века!Синтез РНК снизить усилить

Сейчас, лучшие умы еще глубже копают этот вопрос, выделяя разные участки мозга, где белки создаются лучше или хуже, разбивая формы памяти: визуальная, аудиальная, тактильная, память о навыках или о прошлом, о событиях. Эрик Кендел в 2000 году получил Нобелевскую премию за нахождение цепочки процесса обучения, ведущей от мембраны, от ядра клетки, до генома. Геном – это база данных в ДНК и РНК, которая хранит различную информацию о предках человека, наследственную информацию. На практике, это означает, что многие заболевания, связанные с нарушениями интеллекта являются не врожденными, а приобретенными в первые месяцы жизни ребенка.Книга Нобелевского Лауреата

Далее были выяснены конкретные белки, которые участвуют в памяти и обучении – Нейротрофины. А рецепторы нейромедиатора глутамата есть «плотины», которые в активированном состоянии пропускают больше «воды» или нервных импульсов в мозге. Открытий становится все больше и больше, но одно ясно точно: память — это процесс, а не место. Сейчас вообще есть перспективная идея, что любые нарушения памяти можно восстановить.

Представьте тропинку в лесу, по которой часто ходят, она ровная, довольно широкая и вытоптанная. На ней нет веток и не растет трава. Но вот упало дерево и все его начинают обходить. Прошел дождь – лужи, новые изменения. В конечном итоге, про эту тропу забывают. Но если через несколько лет там пройти, отдельные фрагменты будут видны. И их можно вновь соединить. Наша память – это в том числе, цепочка из нейронов, тропинка в мозге. Мы можем ее забыть, но ее след навсегда останется в мозге, а когда вновь начнем «вспоминать», читать старую любимую книгу, смотреть фильм, гулять по родным местам – это вернет эмоции и «очистит заросшую тропу в голове». Однако, неминуемо будут и искажения, об этом будет следующий выпуск.тропа в лесу

Сейчас специалисты все больше и больше убеждаются, что человек никогда ничего не забывает, а проблемы с памятью – это проблемы с доступом к ней, а не с ее «удалением».

Формирование памяти

Итак, память связывают с такими словами как «Долговременная потенциация», «синтез РНК», «ацетилхолин» и «нейротрофины». Эти пункты достойны отдельных сюжетов. Кратко и понятно пройдемся по этим словам:

  1. Долговременная потенцияция. Кто давно смотрит этот канал – должен вспомнить о глутамате, AMPA и NMDA рецепторах. Их суть: хотите хорошую память – активно что-то учите и повторяйте, желательно при небольшом стрессе. Так возникает долговременная потенциация.
  2. Синтез РНК. Основная функция РНК – перенос генетической информации от ДНК к рибосомам. Последние строят белковые соединения. Это есть теория памяти как о физическом элементе, а еще точнее белковом. И чем лучше происходит синтез РНК, тем лучше стоится белок, тем как бы больше места для памяти.
  3. Ацетилхолин. Этот нейромедиатор почему-то присутствует в больших количествах у людей с высоким IQ, и наоборот. Понятно, что это условный инструмент для оценки интеллекта, но все же. Ацетилхолин функционирует крайне слабо у больных Альцгеймером, которые страдают от серьезнейших провалов в памяти. Логика прослеживается отчетливая, ацетилхолин, бесспорно, как-то замешан в процессах памяти и интеллекта в целом.
  4. Нейротрофины. Старые подписчики-ноотропщики это тоже должны помнить. Нейротрофины – это белковые соединения, которые «строят, развивают» нейроны, клетки мозга. Задействованы и в «продлении жизни» старых нейронов и даже в разветвлении связей с другими. Что-то вроде широкополосного соединения. Нейротрофины выполняют и другие функции, например есть связь с низким их уровнем у депрессивных больных.

Большая часть сегодняшних данных была взята из открытых лекций российского ученого Константина Анохина. Такой вот получился небольшой экскурс в историю термина «память», планирую сделать несколько сюжетов по теме памяти и следующий об изменениях долгосрочной памяти, о ностальгии и о том, почему мы забываем что-либо.

Становитесь лучше, умнее, успешнее! До скорого!

Насколько вам понравилась статья?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars (22 votes, average: 9,41 out of 10)
Загрузка...

Посоветуйте друзьям!