В прошлых выпусках о памяти были рассмотрены теории памяти, что современный научный мир понимает под термином «память» и как она формируется в мозге человека. И вторая тема о том, как воспоминания могут обманывать, как можно внушить человеку несуществующие факты из прошлого, а также – феномен ностальгии. Переходим к заключительной статьи из данной триады, к практическим моментам, что и как делать, чтобы память была лучше и как проще учить новую информацию. Этот выпуск опирается на 2 предыдущих и некоторые техники будет сложно понять, без ознакомления с предыдущими сюжетами. Впоследствии рассчитываю иногда делать статьи по теме «память», ибо это как отдельная наука, интересных данных много. Что ж, приступим:
1. Как улучшить память о прошлом, с минимальным искажением.
Записывайте, ведите дневник! Кому-то это может показаться странным, типо это ни разу не брутально, как-то слащаво, забейте на все эти стереотипы! Можете ли вы вспомнить, чем занимались в апреле 2015-го? Уверен, что большинство вспомнят работу или учебу. Ведь она была длительное время, а что произошло именно в апреле?
Идеальный вариант – купить крепкую толстую тетрадь и записывать по нескольку предложений, отмечая даты. Основная задача – это передать атмосферу и пару тонких деталей, не зацикливайтесь на пунктах и алгоритмах, типо: «29 декабря, я встал, сходил в туалет, пошел на работу. Там было фигово, ищу подарки родственникам, пересеклись с бывшим однокласником, пришел домой лег спать голодным». В таком рассказе нет атмосферы и деталей, даже если писать больше подробностей. Мы же хотим лучше помнить события и атмосферу.
Пишите о незначительных уникальных событиях именно этого дня. Пишите о том, что происходило между завтраком и работой. Пишите то, о чем думали в эти моменты! Вот как будет лучше: «Как всегда, забыл закрыть окно, с утра было блин холодно. Целый день думал о том, что подарить родителям на НГ, решил зайти в такое-то место, нашел то-то и то-то, на выходе встретился со старым товарищем, у него на носу свадьба брата и он в еще более затруднительном положении с подарками. Впервые за долгое время ехал на электичке: потертые сиденья, окна с наклейками РЖД и слишком мощная печка под задницей. Народу мало, было видно, что некоторые уже начали отмечать, но вели себя спокойно, кроме одного веселого парня с гитарой и в шапке деда мороза».
Уделяйте внимание деталям, ведь общую картину мозг хорошо помнит!
Другая альтернатива дневника – записывать не каждый день, а отдельные события. Лично у меня есть тетрадь, где я пишу примерно раз в 2-3 недели, но очень подробно какие-то события или мысли на определенную тему. Пишу уже около 3-х лет, на английском языке, практикую.
Вести дневник – это все равно, что сохранять цепочку, последовательность нейронов в мозге, но выраженную на бумаге. Если ничего не делать, то дни и месяцы будут лететь друг за другом, мозг просто не сможет все помнить. И нужны маркеры, напоминания, это как песня, которая с чем-то ассоциируется и возвращает в жизнь старое искаженное воспоминание. С дневником, каждое событие или каждый прожитый день будет храниться на бумаге. Некоторые могут сказать, что важные события и так хорошо помнятся. Окей, распишите парочку из них подробно на бумаге и вспомните о них через год. А затем прочтите! И вы поймете, что очень многое упустили.
Дневник отлично помогает понять, что вас увлекает и что делать. Когда начинаешь все записывать, потом понимаешь, как же дохрена, сколько времени мы тратим ни на что, впустую: мы не развиваемся, и мы просто не замечаем яркие моменты, события, детали, и в конце, через годы – все забываем. Дневник будет мотивировать, вам будет стыдно, когда вы внезапно осознаете, что прошла очередная бесцельная неделя. Но без дневника – это будут не недели, а месяцы и годы. Можете так же завести и дневник планирования дел на день – тогда вы совсем ужаснетесь сколько времени уходит в пустую и задумаетесь, чем бы его «забить».
2. Как что-то заучить, запомнить надолго.
Тут мы сталкиваемся с таким понятием как «Кривая Эббингауза», «оперативная» и «долгосрочная» память.
Ученый из Германии – Герман Эббингауз, еще в конце 19-го века провел эксперимент с памятью. Он заставлял учить людей информацию и затем тестировал через какие промежутки времени, их память начнет становиться хуже. Эббингауз выделил несколько таких интервалов, когда память ослабевает. Со временем стало понятно, что это обусловлено биохимическими процессами в мозге и есть определенные белки, которые отчасти создают память, их связывают с РНК, подробнее об этом в выпуске «Реальна ли СуперПамять».
Итак, что это за интервалы?
Первый и один из главных, который повторялся не в одном исследовании о памяти – это отрезок в 15 минут после завершения получения нового опыта или информации. Это первый этап формирования долгосрочной памяти.
Второй этап – от 1-го до 8-ми часов. Третий этап – от 8 до 24 часов. Четвертый – от 24-х до 72-х. Каждый последующий занимает еще больше времени.
Профессор Henry Roediger (гуглите) на практике подтвердил этот опыт. Интервалы отличались незначительно. И он же экспериментально вывел периоды, когда нужно что-либо повторять, чтобы запомнить эту информацию действительно надолго. Эта информация объединяется с кривой Эббингауза и что мы получаем, как запомнить конкретные данные:
— Повторение через 15-20 минут
— Через 1-8 часов
— Через 8-24 часа
— Через 48 часов
— Через 3 дня
— Через 5 дней
— Через 8 дней.
Многие этого не знают и учат что-либо несколько часов к ряду и через неделю ничего не помнят.
Вот таким нехитрым образом можно отложить у себя в мозге память о чем-либо практически на всю жизнь. Конечно, это уместно для небольших объемов информации. Когда у вас 60 билетов и нужно знать по 2 развернутых ответа в каждом билете – такая тактика будет не уместна. При огромных объемах информации необходимо разбираться в этой информации и не рассказывать «слово в слово», а уметь объяснить. Честно говоря, всегда с недоумением смотрел на людей, которые зазубривают ответы на билеты, еще в институте. Да возьми ты этот мерзкий учебник за 2 месяца до экзамена и читай понемногу, разбирайся.
3. Как, в целом, прокачивать память – Новый опыт
Посещайте новые места, выставки, конкурсы, читайте новые книги и фильмы, которые вас поглощают, заставляют работать фантазию.
В Институте молекулярной биологии и молекулярной генетики в 70-80-х гг обнаружили, что животные, которые находятся в условиях знакомой им обстановки и не учатся ничему новому, практически не экспрессируют, ген связанный с памятью, нервные клетки не содержат продуктов работы этого гена. Но, как только животное попадает в ситуацию, которая для него нова и она ее запоминает, в мозге происходит взрыв экспрессии этого гена.
Отдельного внимания требуют Мнемотехники, это техника, позволяющая запомнить информацию, исходя из ассоциаций. Например, нужно вам купить: молоко, хлеб, приправу «Карри», помидоры (1 кг), 2 кружки и горчицу. Если очень кратко, то мнемотехника советовала бы представить как вы идете по улице в желтых горчичных кроссах и видите ресторан с непонятным названием «Горчица», подходите, хотите седлать заказ, а официант настоятельно рекомендует попробовать хлеб с ароматом «карри», но предварительно выпив 2 кружки молока, дескать, так хлеб лучше раскроет свой неповторимый вкус. Идея мнемотехники – это немного бредовые ассоциации, так как они запоминаются легче.
Габриэль Гарсия Маркес: «Жизнь – это не те дни, которые прожиты, а те, которые запомнены». Часто люди говорят, что годы летят незаметно, что вот и тебе 40 лет, а вроде недавно было 20. Ведите дневники, помните свое прошлое и поймите сколько времени уходит в никуда, займите это время и ваши дни станут насыщеннее, ярче. 1 месяц для обычного человека для вас будет как год. Пусть вам будет стыдно за утерю самого драгоценного ресурса и плохую память о прошлом.
Когда многое помнится, то все становится интереснее. Окажется так, что в транспорте вы тратите 2 часа в день, а аудиокнига, например, Ремарка длится 10-15 часов и время можно тратить интереснее.
Итог:
— Развить хорошую память на события поможет дневник.
— Чтобы надолго запомнить что-то конкретное, то важно повторять это «что-то» через определенные временные интервалы.
— Новая деятельность/новый опыт будут делать умнее, и укреплять память.
Удачи!