Всем привет! Решил запустить новый формат выпусков о котором говорил уже около года назад, но все никак не стартовал. В этом цикле будут представлены свежие данные по теме мозга и нервной системы.
Периодически мы слышим о каких-то новостях, типо британские ученые доказали, что шоколад полезен для мозга и все такое. Но редко новости заходят дальше, говоря о проценте сахара, дозировках, частоте и тому почему это происходит и как применять эти знания на практике. И в этом выпуске вы узнаете не просто абстрактный факт, но и его практическое использование. Что ж приступим!
Итак, в Северо-Западном университете, что в США, провели исследование об изменениях в памяти в зависимости от типа дыхания.
1.1. В первом случае, людям показывалась картинка на экране, изображающая страх или удивление и они должны были как можно точнее и быстрее распознать эмоцию, нажав на 1 из 2-х кнопок. Выборка 62 человека. За 11 минут, каждый участник видел в среднем 180 эмоций.
Специальное оборудование определяло частоту и глубину вдохов и выдохов и рисовало график. На этот график затем наносились точки показа картинок с отметками по времени и точности эмоции.
Короче говоря, люди дышали и носом и ртом и нажимали кнопочки при появлении картинок.
Интерес состоит в том, что при дыхании через нос, время реакции на любые картинки было примерно на 8% меньше. Если при дыхании через рот реакция на распознавание эмоции была около 1-й секунды, то через нос – 0,92с.
Да, это не самое большое значение, но практических применений где 8% улучшения реакции – множество. Начиная от повышения интеллекта при решении любых задач, заканчивая спортом и геймерством, где передача импульса на 8-10% быстрее уже может решить исход состязания. Нужно всего лишь дышать носом.
Но дальше – интереснее!
Оказалось, что наилучшая разница на вдохе и при распознавании страшных картинок. Ученые это связывают, с тем, что электрическая активность миндалины в мозге, центр наших страхов выше во время вдоха через нос и меньше на выдохе через рот.
Если все равно смущает 8%, вот вам продолжение этого эксперимента.
1.2. Теперь 42 человека и задача видоизменена. Показывают картинки предметов, затем 20 минутный перерыв и вновь показ картинок, а люди определяют, были они или нет. И тоже отмечали, когда показывают картинку на вдохе или выдохе, носом или ртом.
Снова дыхание через нос приносило на 10% больше правильных ответов в тесте на память чем через рот.
Добавим сюда еще и более лучшую реакцию! Получается, что можно повысить КПД своих действий, свою эффективность как минимум на 10-12%, либо же ухудшить.
Практическое применение от обратного. Как было видно на графиках, память и реакция на страх и удивление лучше при дыхании через нос. Значит, отныне, если вы реально на нервах, чего-то боитесь или переживаете, то дышите через рот и желательно короткий вдох и длинный выдох с паузой в конце. Это доказано уменьшает вашу восприимчивость на страх, да и подпортит память, что позволит меньше вспоминать в будущем (1).
Аденозин, Музыка, Обучение
Аденозин – это один из основных нейромедиаторов и по нему будет отдельный выпуск. Пока же нам нужно понимать, что при увеличении – мы становимся более вялыми и лучше спим, при снижении – бодряки. Меньше всего его с утра, больше всего – вечером.
Итак, известно, что в молодом возрасте почти у всех живых существ лучше способность к обучению, к языкам, к развитию. Со временем этот эффект слабеет и выучить иностранный язык в 10-15 лет куда проще, чем в 25 при одинаковой мотивированности и работе.
Эксперимент на мышах! При изучении взаимосвязи слуховых сигналов и аденозина, ученые обнаружили, что восприимчивость звука уменьшается при взрослении мышей. Это связали с увеличение нейромедиатора аденозина в слуховой коре мозга.
Затем одной группе мышей заблокировали первый аденозиновый рецептор. Тоесть у них вырабатывается аденозин, но не может прикрепиться к одному из своих рецепторов, для оказывания эффектов.
Затем начали снова тестировать звуковые сигналы и то, как быстро мыши их стали запоминать. Оказалось, что блокирование А1 аденозинового рецептора способствует слуховому обучению как у молодых мышей.
Ученые считают, что результаты этого эксперимента могут послужить хорошим стартом разработок блокирования рецептора для людей.
А пока же, какой практический вывод? Если хотите улучшить навыки в изучении языка или другой слуховой деятельности – принимайте кофеин или пейте крепкий кофе. Есть в аптеках и другой препарат – Теофиллин, он тоже блокирует аденозиновые рецепторы. И у кофе и у теофиллина есть свои побочки и противопоказания! К тому же, они не избирательные блокаторы А1 рецептора, что тоже смазывает эффект. Но, по крайней мере, на мышах, способность запоминать звуки была как и в молодом возрасте.
(2)
Итог:
Сегодня подробно разобрали 2 исследования:
- Стать эффективнее на 10% только засчет дыхания через нос. Уменьшить реакцию на стресс при дыхании ртом.
- Лучше воспринимать и запоминать звуковые сигналы с помощью блокирования аденозинового рецептора а1. Самый простой вариант – 100-300 мг кофеина во второй половине дня.
Что ж, надеюсь выпуск оказался для вас полезным! Удачи и до скорого!